Новости

21.11.2025

Госдума разрешила плательщикам УСН зачитывать расходы без ограничений

Госдума разрешила плательщикам УСН зачитывать расходы без ограничений
На пленарном заседании 18 ноября Госдума одобрила предложение Минфина разрешить плательщикам упрощенной системы налогообложения (УСН) с объектом «доходы минус расходы» зачитывать не только прямо поименованные в Налоговом кодексе (НК) расходы, но и иные их категории. Соответствующую поправку министерство предложило ко второму чтению налогового законопроекта бюджетного пакета.
20.11.2025

Алексей Вовченко предложил создать общероссийский реестр квалификаций

Алексей Вовченко предложил создать общероссийский реестр квалификаций
19 ноября состоялось совместное заседание комиссий Государственного Совета Российской Федерации по направлениям «Промышленность» и «Кадры» на тему «Подготовка кадров для приоритетных отраслей промышленности», на котором выступил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко
20.11.2025

В Сыктывкарском лесном институте появилась корпоративная аудитория СЛПК

В Сыктывкарском лесном институте появилась корпоративная аудитория СЛПК
В Сыктывкарском лесном институте 12 ноября состоялось торжественное открытие новой, современной аудитории, которая стала подарком от стратегического партнера вуза — АО «Сыктывкарский ЛПК». Это событие знаменует новый этап в многолетнем и плодотворном сотрудничестве института и комбината.

Что такое оценка регулирующего воздействия

Инициативы Правительства Российской Федерации в сфере совершенствования институтов в последние годы были неизменно направлены на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, осуществления инвестиций, ограничение избыточного регулирования в экономике.

Важным компонентом работы по недопущению возникновения новых и снижению действующих барьеров для ведения предпринимательской деятельности в ряду мер общесистемного характера стал институт оценки регулирующего воздействия (далее также – ОРВ).

Оценка регулирующего воздействия, известная в мире как Regulatory Impact Analysis или Regulatory Impact Assessment (RIA), введенная в практику западноевропейских стран с 70-х годов XX века, проводится с целью определения и количественной оценки эффектов предлагаемого регулирования до того, как будет принято такое решение.

ОРВ – это набор процедур, позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки законопроектов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования (предпринимателей, граждан), так и бюджетов всех уровней, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия. Институт оценки регулирующего воздействия является экономическим инструментом, структурированным в определенной системе процедур. Одним из важных элементов данной системы является процедура публичных консультаций.

Внедрение института ОРВ в правотворческую практику Российской Федерации было осуществлено Минэкономразвития России в середине 2010 года. Развитие новых институтов, таких как ОРВ и публичные консультации с представителями адресатов правового регулирования, неизменно основывалось на общепринятых принципах прозрачности процедур, широкого и свободного доступа к участию в них любых заинтересованных лиц, необходимости анализа всех возможных выгод и издержек адресатов регулирования, а также государства, необходимости оценки внешних эффектов и рисков, возникающих при принятии регулятивных решений.

2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 176-ФЗ, предусматривающий введение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации с 1 января 2014 г. Это стало одним из ряда мероприятий, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности регионов.

Согласно закону, порядок проведения оценки регулирующего воздействия на уровне субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ и экспертизы нормативных правовых актов осуществляется Минэкономразвития России. (см.http://adm.rkomi.ru/ в разделе "Оценка регулирующего воздействия"

Применение таких инструментов как ОРВ, проведение публичных консультаций, экспертизы позволяет достичь следующих результатов:

  • улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность страны или региона;
  • обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов принятия регулятивных решений;
  • сделать принимаемые регулятивные решения исполнимыми для потенциальных адресатов регулирования;
  • ограничить необоснованные издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности;
  • снизить риски, связанные с введением нового регулирования;
  • повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

В современном мире данные параметры являются наиболее важными факторами, определяющими надежность и стабильность деловой среды в глазах как отечественных, так и зарубежных инвесторов.