2 августа 2017

Весной в российском бизнес-сообществе, среди юристов и налоговых консультантов наделало много шума внутреннее письмо Федеральной налоговой службы (письмо ФНС № ЕД-5-9/547@). Некоторые назвали его «налоговой оттепелью». Главная мысль письма — инспекторы должны ослабить давление на бизнес и перестать начислять дополнительные налоги за формальные нарушения, такие как результаты допроса директора, неверная подпись или ее отсутствие. Раньше для начисления многомиллионной недоимки было достаточно указания в актах проверок признаков однодневки у контрагента и последующих за ним звеньями. Сейчас налоговой предстоит еще и установить реальность/фиктивность хозяйственной сделки с контрагентом. Бизнесу снова напоминают, что к выбору контрагентов нужно подходить осмотрительно.

Vybor-kontragenta(1).jpg

Три самых важных вывода из письма ФНС, или в каких направлениях теперь будут «копать» налоговики по спорам с фирмами-однодневками.

  1. Налоговики будут доказывать наличие взаимозависимости налогоплательщика и контрагентов. Кроме юридических и экономических критериев (общие учредители или руководители, родственные связи) часто указывают косвенные признаки взаимозависимости: один ip-адрес, с которого компании заходят в банк-клиент или отправляют отчетность в налоговую, документы и печати поставщика в офисе фирмы, показания сотрудников о взаимоотношениях с сомнительными контрагентами.

  2. Если обосновать взаимозависимость не удастся, в налоговой будут доказывать недобросовестность компании при выборе контрагента только первого звена — того, у которого непосредственно был куплен товар.

  3. Особое внимание налоговики будут уделять сбору доказательств по спорным операциям, которые приведут к ответу, была ли сделка на самом деле. Такому повороту будут рады налогоплательщики, которые занимаются реальной финансово-хозяйственной деятельностью, но при этом пострадали «из-за того парня». Например, их контрагент осознанно не платил налоги в полном объеме или допустил ошибку при выборе подрядчика. Сложные времена начнутся для тех, кто только создает видимость деятельности, сотрудничает с компаниями-имитаторами, которые предоставляют ложные документы, а на самом деле не проводили сделки.

Любой компании в повседневной деятельности и при налоговом планировании нужно заботиться о том, как она будет доказывать, что договорные обязательства с контрагентами выполнены. Также нужно аргументированно объяснять людям из налоговой мотивы выбора. Для этого понадобятся подтверждающие документы, которые покажут: компания действительно искала наиболее выгодного поставщика и проверила его «доброе имя» еще до сделки. Для фискальной службы важны именно бумаги: устные заверения о том, что контрагент «надежный парень с хорошими ценами», инспекторов не удовлетворят.

Только выполнение этих двух условий оградит от обвинений в сотрудничестве с однодневками и помогут снизить налоговую недоимку, если «нехорошие» контрагенты случайно затесались в ряды поставщиков. Обратите внимание: низкая цена выбранного контрагента — не сильный аргумент. Позаботьтесь о том, чтобы у вас было как можно больше письменных доказательств вашей собственной добросовестности. Будьте готовы рассказать налоговикам о своем производственном процессе и его нюансах, которые требуют привлечения поставщиков или подрядчиков. Всегда учитывайте экономическую целесообразность ваших действий, продумывайте рациональное и логичное объяснение. Если вы хотите относительно спокойно и безопасно вести бизнес, вам придется внедрить систему отбора и даже вести на своих контрагентов убедительное досье. Эти документы могут понадобиться при проведении налоговой проверки и для защиты бизнеса и вас в суде. Также вы должны быть готовы представить эти бумаги во время камеральных проверок и на этапе преданализа.

Источники безопасности

Деловые контакты. Храните все, что может подтвердить встречи с контрагентом: пропуск, фото контрагента в офисе (например, в момент подписания договора), совместные фото или видео с мероприятий, бизнес-встреч, протоколы переговоров, отчеты сотрудников, электронные и бумажные письма, в которых обсуждалась будущая сделка.

Полномочия представителя. Проверьте, кто подписывает бумаги от имени поставщика. Снимите копию устава и учредительных документов, доверенности, паспорта представителя или директора.

Имущество и ресурсы контрагента. Проверьте, где работает контрагент территориально: попросите письмо с указанием фактического адреса, договоры аренды, посетите производство, склады. Удостоверьтесь в наличии необходимой для выполнения условий договора техники, оборудования и транспорта. Проверьте, есть ли у контрагента квалифицированный персонал и соответствующий опыт. Если сделка требует специальных разрешений, попросите копии лицензий, свидетельств, регистрации в СРО.

Источники информации о контрагенте и его деловая репутация. Будьте готовы объяснить инспектору из налоговой, как вы узнали о поставщике, какую собирали информацию о его деловой репутации, платежеспособности, опыте работы на рынке, обязательствах. Храните скриншоты его сайта, рекламу, письма с рекомендациями, публикации в СМИ, данные рейтингов, отзывы покупателей, партнеров.

Выбор поставщика. Составьте схему поиска и отбора контрагентов с перечнем документов, которые должны быть у вас по каждому кандидату. Определите источники информации для поиска: скриншоты сайтов, рекламные материалы, прайс-листы, предложения о сотрудничестве, информацию о предыдущих работах контрагентов. Выбор поставщика обоснуйте в служебных записках и других документах.

Выгода от сделки. Проверьте, кто предлагает аналогичный товар на рынке: если есть другие поставщики с более низкими ценами, объясните, почему выбрали не их. Возможно, у них нет нужных объемов, неудобная доставка? Храните у себя результаты мониторинга рынка, изучения и оценки потенциальных контрагентов.

Выписка из ЕГРЮЛ и онлайн-проверка. Эти документы необходимо получить до того, как договор с контрагентом будет подписан. Проверьте поставщика с помощью онлайн-сервисов на сайте ФНС России. С 25 июля 2017 года здесь также будет доступна информация, которая ранее была налоговой тайной, — данные о среднесписочной численности, наличии и размере недоимки, об уплаченных налогах, суммах доходов и расходов согласно бухучету.

Таким образом, письмо ФНС дает больше возможностей для проявления осмотрительности, но и спрос будет выше. На сегодняшний день государство экономически не заинтересовано в том, чтобы налоговое бремя для бизнеса снижалось. По этой причине фискальные органы руководствуются не «налоговой оттепелью», а своим, неписаным и главным правилом: насчитывать по максимуму НДС и налог на прибыль. Налоговая служба усиленно «подтягивает» профессионализм своих инспекторов, чтобы судебные решения по результатам их проверок с многомиллионными начислениям могли устоять, а не рассыпались в судах. Результативных проверок становится больше, налоговых споров в судах — меньше, а решения все реже принимаются в пользу налогоплательщика. Такое положение дел вынуждает бизнес начать заботиться о своей безопасности в повседневной деятельности, а не только когда налоговая проверка на пороге.

Источник:
Forbes.ru

Читайте также:

Налогоплательщик должен понимать, с кем он непосредственно заключает договор

Комментарии (0)

Добавить комментарий