21 сентября в Великом Новгороде Президент России провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации».
Открывая заседание Госсовета, Владимир Путин подчеркнул: «Государство должно помочь людям всех возрастов стать более профессиональными, квалифицированными, а значит, и конкурентными на рынке труда. Речь о том, чтобы создать для граждан реальные возможности пополнять свой багаж знаний, постепенно обновлять свои умения и навыки, компетенции. На эти задачи должна быть нацелена вся наша система образования и, разумеется, воспитания».
Президент считает, что в рамках среднего и высшего профобразования следует шире использовать новые подходы, такие как получение сразу нескольких квалификаций или смена специальностей и направлений подготовки в ходе учёбы. «Мы внедрили такие новации именно в интересах молодежи, чтобы она была максимально готова к началу трудовой карьеры, чтобы у молодых людей было больше возможностей реализовать себя и в разных отраслях, и в разных регионах нашей страны», – сказал Путин.
Одна из ключевых тем выступления Президента касалась создания системы мониторинга и прогнозирования кадровых потребностей экономики. «Чтобы результат был действительно системным, мы должны ясно понимать, какие специалисты понадобятся нашей экономике, предприятиям уже в ближайшей перспективе – сегодня, конечно, и в ближайшей перспективе. Обязательно учитывать формирующиеся тенденции технологического, индустриального развития, – отметил Владимир Путин. – Прошу со всей ответственностью включиться в эту работу и бизнес, и субъекты Российской Федерации, а Правительство – создать современный, удобный механизм, который позволит составлять такой прогноз в разрезе конкретных регионов, отраслей и профессий и, что крайне важно, учитывать национальные проекты, инфраструктурные программы, перспективы развития городов да и целых территорий, инвестиционные планы госкорпораций и частных компаний».
Президент поручил в 2024 году подготовить первый прогноз кадровой потребности, чтобы на его основе рассчитывать параметры подготовки кадров со средним и высшим профобразованием, начиная с 2025/2026 учебного года. В этом процессе необходимо учитывать и результаты национальных рейтингов образовательных организаций, прежде всего с точки зрения трудоустройства их выпускников, отметил Путин.
«Повышение уровня квалификации граждан является важнейшим фактором формирования экономики и повышения уровня заработной платы. Таким же значимым условием должен стать и рост производительности труда – это прописная истина и базовое условие», – подчеркнул Президент.
«Такие параметры рынка труда, как уровни занятости и безработицы, профессиональная квалификация, уровень образования соискателей и работников сегодня напрямую влияют на способность поддерживать выбранный вектор и необходимую скорость экономической трансформации», – отметил в своем выступлении министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
По данным Минтруда России, в перспективе до 2030 года спрос на рабочую силу будет расти, кадровая потребность экономики составит 73,6 миллиона человек. Наибольший прирост ожидается в следующих отраслях: обрабатывающее производство – дополнительно около 800 тысяч рабочих мест, транспортировка и хранение – плюс 400 тысяч, здравоохранение и социальные услуги – еще 285 тысяч, научная и исследовательская деятельность, а также IT, дадут еще более 430 тысяч рабочих мест.
«Ускорение трансформации профессий требует повышения гибкости Национальной системы квалификаций, – считает Котяков. – Сложившаяся система отражения требований профстандартов в образовательных программах не позволяет нам оперативно учитывать изменения на рынке труда, создает риски хронического запаздывания. Поэтому предлагаем пересмотреть подход к формированию профессиональных стандартов, обеспечив их двухкомпонентность. Базовая часть будет определять основные компетенции, типичные в целом для профессии. Вторая, вариативная, – учитывать специализацию и отраслевые особенности, инструменты и используемые в работе технологии на основе анализа запросов работодателей. Это обеспечит оправданный консерватизм в отношении базовых фундаментальных основ профессионального образования, а образовательные компоненты, нацеленные на обучение практическим навыкам, смогут опираться на более подвижную вариативную часть профстандарта, который будет гибко реагировать на изменяющиеся требования к работникам. За счет этой вариативности усилится интеграция профессиональных и образовательных стандартов».
Глава Минтруда сообщил, что первый национальный рейтинг образовательных организаций с привязкой к трудоустройству и уровню заработной платы будет представлен до конца этого года. В основе рейтинга будут использованы данные мониторинга трудоустройства портала «Работа России». Результаты рейтинга предлагается учитывать при распределении контрольных цифр приема за счет средств бюджетов всех уровней, предложил Котяков.
Министр просвещения России Сергей Кравцов представил в своем докладе итоги работы ведомства в сфере СПО за последние годы. «Мы серьезно изменили подходы к подготовке студентов среднего профессионального образования. В части содержания образования за три года актуализировали более 400 стандартов СПО и утвердили около 150 новых совместно с работодателями. Обновили программы обучения, чтобы у ребят было больше практики, больше конкретных навыков, нужных на производстве. Внедрили в каждую программу обязательное изучение основ информационных технологий, бережливого производства,[…] финансовой грамотности», – отметил Кравцов.
Еще одной новацией образовательного процесса в СПО стало введение при проведении государственной итоговой аттестации демонстрационного экзамена, в ходе которого студенты выполняют не только теоретические, но и практические задания. Экзамен проходит на оборудовании, на котором выпускникам придется работать в дальнейшем. Оценивают знания и навыки выпускников независимые эксперты, будущие работодатели. «Считаем важным закрепить проведение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена законодательно, наделив регионы полномочиями его проведения по единым правилам, установленным на федеральном уровне, а также признать данный экзамен в системе независимой оценки квалификации. Этот вопрос с Александром Николаевичем Шохиным мы подробно обсуждали, согласовали. Указанное предложение отражено в проекте решения Госсовета. Просим поддержать», – предложил Кравцов.
Значение синхронизации демонстрационного экзамена и НОК отметил и Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин. Применительно к среднему профессиональному образованию необходимо узаконить демонстрационный экзамен и сделать его частью независимой оценки квалификации, совмещенной с государственной итоговой аттестацией, подчеркнул он. Данный механизм в равной степени может быть реализован в системе высшего образования, сказал спикер. Глава Национального совета рассказал о прошедшем на площадке РСПП совещании с Минобрнауки России, участники которого пришли к выводу, что совмещение итоговой или промежуточной аттестации с НОК даст возможность выпускникам университетов – причем даже в процессе обучения – осваивать квалификации, получать микростепени и тем самым уже до получения финального свидетельства об образовании включаться в рынок труда.
«Нужно резко сократить сроки согласования и одобрения профстандартов. Сейчас у нас образовательные стандарты принимаются по ускоренной процедуре – за полгода, а профессиональные стандарты иногда и больше года «гуляют» по бюрократическим коридорам, – обратил внимание членов Госсовета Шохин. – Поэтому, безусловно, было бы важно через соответствующее постановление Правительства этот вопрос решить и здесь сделать состыковку . Очень важно, если будет повышена роль и отраслевых советов по профквалификациям и отраслевых ведомств в гибкой адаптации профессиональных стандартов потребностям работодателей».
Председатель Национального совета также напомнил, что первой функцией отраслевых советов по профквалификациям является мониторинг и прогнозирование ситуации на рынке труда в отраслевом и профессиональном разрезе. СПК также возможно подключить к работе по составлению национального мониторинга и прогноза рынка труда, а Национальный совет мог выступить в роли координатора.
На заседании также выступили заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова, сопредседатель Партнерского совета Министерства просвещения Российской Федерации и работодателей Андрей Комаров и губернаторы: Антон Алиханов (Калининградская область), Александр Дрозденко (Ленинградская область), Андрей Чибис (Мурманская область), Андрей Никитин (Новгородская область), Михаил Развожаев (Севастополь).
Новость подготовлена на основе информации Kremlin.ru.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.
Читайте также:
Александр Шохин: Необходимо расширить участие работодателей в образовательном процессе
Комментарии (0)