14 апреля 2017

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, директор по социальным исследованиям ВШЭ Лилия Овчарова, научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, советник Президента РФ Александра Левицкая

♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦

Очередная экспертная сессия в рамках XVIII Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ была посвящена проблемам социальной политики. Участники дискуссии обсуждали пути развития российского рынка труда, пенсионной и страховой системы.

Успеть войти на глобальный рынок

Как отмечается в материалах Центра стратегических разработок, основными драйверами развития российской экономики в ближайшие 10-15 лет должны стать инвестиции и увеличение производительности труда. В этом смысле социальная политика, в частности, в области здравоохранения и образования, приобретает особое значение. «Здравоохранение может продлить жизнь и дать больше трудовых ресурсов, а образование — дать более квалифицированные кадры, которые способствуют росту производительности труда», — отметила директор по социальным исследованиям НИУ ВШЭ Лилия Овчарова, выступавшая на экспертной сессии с основным докладом. Она также подчеркнула, что услуги образования и здравоохранения становятся «глобальным рынком, и если сейчас на этот рынок не войти, то потом вас никто туда не пустит».

Но в сфере социальной политики много развилок, на которых расходятся мнения либо внутри экспертного сообщества, либо между экспертами и политиками (яркий пример — вопросы миграции), и без достижения консенсуса по таким вопросам трудно будет добиться социального и экономического развития страны.

Роль госинститутов на рынке труда должна измениться

Одна из таких дискуссий происходит вокруг российского рынка труда, точнее, о возможности смены модели его регулирования. Как показывают исследования, гибкость рынка труда в России обеспечивается заработной платой и неформальной занятостью. Снижение зарплаты и уход в неформальную занятость позволяет избегать массовых увольнений в период экономических кризисов, а государство не слишком тратится на поддержку безработных. Сейчас в некорпоративном сегменте заняты, по разным оценкам, от четверти до трети всего работающего населения. «Долгое время эта ситуация всех устраивала, — заметила Лилия Овчарова, — но если нам нужно добиться роста производительности, то возникает проблема: большой неформальный сегмент всегда приводит к снижению производительности труда».

Попытаться легализовать неформальную занятость можно с помощью налоговых и кредитных инструментов. Пока что неформальность воспринимается в России как нежелание платить налоги и социальные платежи. Но зарубежные исследования показывают, что основным мотивом выхода в формальный сектор является доступ к кредитным и другим легальным ресурсам, помогающим развитию бизнеса.

«Если мы строим новую экономику, то роль государственных институтов, которые действуют на рынке труда, должна кардинально измениться», — отметила, в свою очередь, советник Президента РФ Александра Левицкая. Сейчас их роль, по сути, сводится к выплачиванию пособий по безработице. Александра Левицкая также призвала не игнорировать потребительские расходы в качестве одного их ключевых источников финансирования социальной сферы и экономического роста в целом. Без платежей со стороны населения невозможно поддержание, а тем более развитие сферы ЖКХ, образования и медицины.

Изменение самой модели рынка труда считает невозможным министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. Он также уверен, что повышению производительности труда мешает не трудовое законодательство, а экономические факторы — процентные ставки, возможности для инвестиций, обновления оборудования и проч. Но некоторые вещи, связанные с регулированием трудовой деятельности, изменить все-таки можно.

«Вместе с Госдумой нам нужно попытаться решить задачу, которая до сих пор нам не удавалась, — поднять размер минимальной оплаты труда до прожиточного минимума», — отметил министр. Еще одна проблема — большой дифференциации зарплат — была «в основном решена в госсекторе», но вот ее решение в частном бизнесе зависит не от государственного вмешательства, а от готовности самих работодателей и трудовых коллективов к переговорам и достижению компромиссов.

Пенсии

Горячая дискуссия идет вокруг пенсионной и страховой системы, и вопрос повышения пенсионного возраста является лишь малой частью этих споров. «Его нельзя гипертрофировать и превращать в фетиш, — уверен руководитель аппарата Счетной палаты РФ Юрий Воронин. — Ресурс, который дает повышение пенсионного возраста, носит временный, исчерпываемый характер, и строить на нем стратегические планы было бы просто непрофессионально».

По словам Лилии Овчаровой, экспертов социального блока тревожит «отказ от увязки взносов в социальные фонды и выплат из них». «Мы знаем все недостатки действующих страховых платформ, — сказала она, — но нам кажется, что нужно развивать страховые принципы социальной политики, а не уходить от них».

«Я считаю, что мы поступили неправильно, отказавшись от того, чтобы 1 процент отчислений в Пенсионный фонд платило само население, — продолжила Лилия Овчарова. — Якобы это было дорого администрировать. Но вот сейчас мы потратим гораздо больше денег на то, чтобы хоть как-то восстановить хоть какие-то платежи населения в социальные фонды. И надо четко понимать, что если мы уйдем от страховых принципов, то никакие накопительные фонды платежей населения не заработают».

Российское массовое сознание до сих пор не может избавиться от ошибочного представления о том, что страховые взносы — это налоги, констатировал Юрий Воронин. «Это не налоги, — подчеркнул он. — Это отложенная во времени заработанная плата работника. Она не уходит безвозвратно в бюджет, она откладывается в Пенсионном фонде для того, чтобы потом, когда человек станет нетрудоспособен, он получал компенсацию этого утраченного заработка». Главной проблемой для системы социального страхования Юрий Воронин назвал низкий фонд заработанной платы.

За сохранение страховых принципов выступил и Максим Топилин, заметивший при этом, что в последнее время зависимость Пенсионного фонда РФ от трансфертов из федерального бюджета была снижена.

Семьи с детьми в группе риска

Говоря о демографических вызовах, Максим Топилин отметил проблему рождаемости. Государству за последние десять лет удалось благодаря ряду мер (начиная с введения материнского капитала) добиться успехов в этом направлении. Но чтобы предотвратить или хотя бы просто смягчить новый провал, необходимо каждые два-три года внедрять новые инструменты поддержки молодых семей.

Именно семьи с детьми, а также бюджетники составляют группу риска, когда речь идет о проблеме бедности: на эти две группы населения приходится 70 процентов общего числа бедных. Действовать нужно прежде всего путем повышения зарплат и расширения программы детских садов (что позволит матерям быстро возвращаться на рынок труда), а не путем создания новых пособий, считает министр.

О рисках социального расслоения предупреждает вице-президент банка ВТБ24 Михаил Кожокин. «В период кризиса бедные беднеют, богатые богатеют — это реальность, которую бизнес прекрасно понимает и на которую ориентируется, — сказал он. — Мы попадаем в ловушку, когда люди с большим доходом будут получать все более и более качественные услуги здравоохранения и медицины, более качественные продукты питания, а, следовательно, будет увеличиваться продолжительность их жизни. А люди с меньшим доходом будут скатываться в другую сторону». По словам Кожокина, бизнес со своей стороны готов к выстраиванию эффективных моделей работы, но для этого необходимо четко понимать, какую экономическую и социальную политику решит проводить государство.

Высшая школа экономики.Национальный исследовательский университет

Комментарии (0)

Добавить комментарий