Новости

28.04.2025

Стартовал прием заявок на пятый форум «Сильные идеи для нового времени»

Стартовал прием заявок на пятый форум «Сильные идеи для нового времени»
Открыт прием заявок на форум «Сильные идеи для нового времени» (далее – Форум). Организаторы – автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Фонд «Росконгресс», соорганизатор – государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».. Свои идеи для позитивных изменений в стране можно подать на платформе идея.росконгресс.рф до 15 мая 2025 года. Затем эксперты отберут топ-100 идей. Самые сильные из идей будут представлены руководству страны в июле на финальном мероприятии.
25.04.2025

Состоялось обсуждение инструментов независимой оценки качества образования

Состоялось обсуждение инструментов независимой оценки качества образования
17—18 апреля 2025 года состоялась VIII Национальная конференция «Архитектура университетского образования: стратегии развития человеческого капитала России». Конференция объединила представителей федеральных органов власти и крупнейших корпораций, руководителей ведущих университетов, независимых экспертов и общественных деятелей. Цель дискуссий состояла в определении векторов развития российской системы образования и её роли в формировании человеческого капитала, необходимого для устойчивого роста бизнеса и инновационного развития экономики.
18.04.2025

В Коми стартовал Республиканский этап всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»

В Коми стартовал Республиканский этап всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»
Цель Конкурса - выявление организаций, добившихся высокой социальной эффективности в решении социальных задач, изучение и распространение их опыта, развитие и повышение эффективности социального партнёрства в организациях.

Что такое оценка регулирующего воздействия

Инициативы Правительства Российской Федерации в сфере совершенствования институтов в последние годы были неизменно направлены на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, осуществления инвестиций, ограничение избыточного регулирования в экономике.

Важным компонентом работы по недопущению возникновения новых и снижению действующих барьеров для ведения предпринимательской деятельности в ряду мер общесистемного характера стал институт оценки регулирующего воздействия (далее также – ОРВ).

Оценка регулирующего воздействия, известная в мире как Regulatory Impact Analysis или Regulatory Impact Assessment (RIA), введенная в практику западноевропейских стран с 70-х годов XX века, проводится с целью определения и количественной оценки эффектов предлагаемого регулирования до того, как будет принято такое решение.

ОРВ – это набор процедур, позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки законопроектов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования (предпринимателей, граждан), так и бюджетов всех уровней, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия. Институт оценки регулирующего воздействия является экономическим инструментом, структурированным в определенной системе процедур. Одним из важных элементов данной системы является процедура публичных консультаций.

Внедрение института ОРВ в правотворческую практику Российской Федерации было осуществлено Минэкономразвития России в середине 2010 года. Развитие новых институтов, таких как ОРВ и публичные консультации с представителями адресатов правового регулирования, неизменно основывалось на общепринятых принципах прозрачности процедур, широкого и свободного доступа к участию в них любых заинтересованных лиц, необходимости анализа всех возможных выгод и издержек адресатов регулирования, а также государства, необходимости оценки внешних эффектов и рисков, возникающих при принятии регулятивных решений.

2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 176-ФЗ, предусматривающий введение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации с 1 января 2014 г. Это стало одним из ряда мероприятий, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности регионов.

Согласно закону, порядок проведения оценки регулирующего воздействия на уровне субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ и экспертизы нормативных правовых актов осуществляется Минэкономразвития России. (см.http://adm.rkomi.ru/ в разделе "Оценка регулирующего воздействия"

Применение таких инструментов как ОРВ, проведение публичных консультаций, экспертизы позволяет достичь следующих результатов:

  • улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность страны или региона;
  • обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов принятия регулятивных решений;
  • сделать принимаемые регулятивные решения исполнимыми для потенциальных адресатов регулирования;
  • ограничить необоснованные издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности;
  • снизить риски, связанные с введением нового регулирования;
  • повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

В современном мире данные параметры являются наиболее важными факторами, определяющими надежность и стабильность деловой среды в глазах как отечественных, так и зарубежных инвесторов.