Новости

9.12.2025

Президент КСПП Игорь Бушковский: «Надзорные органы должны защищать бизнес, а не карать»

Президент КСПП Игорь Бушковский: «Надзорные органы должны защищать бизнес, а не карать»
В Сыктывкаре состоялся Второй бизнес-форум республики, организованный Коми союзом промышленников и предпринимателей. Ключевой темой стали изменения в налоговом законодательстве, которые вступят в силу с 1 января 2026 года. Надзорные органы постарались объяснить бизнесу нововведения и настаивали — они защищают предпринимателей и помогают избежать рисков. Форум предпринимателей Республики Коми 5 декабря проходил на площадке компании «МузМир» и стал пространством для открытого диалога с властями.
3.12.2025

В Сыктывкаре состоялось заседание клуба директоров Коми союза промышленников и предпринимателей, посвященное теме «Управление здоровьем».

В Сыктывкаре состоялось заседание клуба директоров Коми союза промышленников и предпринимателей, посвященное теме «Управление здоровьем».
В рамках обсуждения актуальных вопросов функционирования и развития системы здравоохранения Республики Коми, эксперты поделились своим опытом и видением перспектив отрасли, были представлены доклады, посвященные различным аспектам управления здоровьем.
3.12.2025

Игорь Бушковский: «Перезапуск сотрудничества с Национальным агентством — это инвестиция в будущее нашей республики»

Игорь Бушковский: «Перезапуск сотрудничества с Национальным агентством — это инвестиция в будущее нашей республики»
30 октября на площадке XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» между Национальным агентством развития квалификаций и Коми союзом промышленников и предпринимателей было подписано соглашение о взаимодействии. Это событие можно назвать точкой отсчета нового этапа сотрудничества между организациями, которое призвано «перезагрузить» устоявшиеся форматы работы и придать им дополнительный импульс.

Что такое оценка регулирующего воздействия

Инициативы Правительства Российской Федерации в сфере совершенствования институтов в последние годы были неизменно направлены на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, осуществления инвестиций, ограничение избыточного регулирования в экономике.

Важным компонентом работы по недопущению возникновения новых и снижению действующих барьеров для ведения предпринимательской деятельности в ряду мер общесистемного характера стал институт оценки регулирующего воздействия (далее также – ОРВ).

Оценка регулирующего воздействия, известная в мире как Regulatory Impact Analysis или Regulatory Impact Assessment (RIA), введенная в практику западноевропейских стран с 70-х годов XX века, проводится с целью определения и количественной оценки эффектов предлагаемого регулирования до того, как будет принято такое решение.

ОРВ – это набор процедур, позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки законопроектов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования (предпринимателей, граждан), так и бюджетов всех уровней, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия. Институт оценки регулирующего воздействия является экономическим инструментом, структурированным в определенной системе процедур. Одним из важных элементов данной системы является процедура публичных консультаций.

Внедрение института ОРВ в правотворческую практику Российской Федерации было осуществлено Минэкономразвития России в середине 2010 года. Развитие новых институтов, таких как ОРВ и публичные консультации с представителями адресатов правового регулирования, неизменно основывалось на общепринятых принципах прозрачности процедур, широкого и свободного доступа к участию в них любых заинтересованных лиц, необходимости анализа всех возможных выгод и издержек адресатов регулирования, а также государства, необходимости оценки внешних эффектов и рисков, возникающих при принятии регулятивных решений.

2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 176-ФЗ, предусматривающий введение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации с 1 января 2014 г. Это стало одним из ряда мероприятий, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности регионов.

Согласно закону, порядок проведения оценки регулирующего воздействия на уровне субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ и экспертизы нормативных правовых актов осуществляется Минэкономразвития России. (см.http://adm.rkomi.ru/ в разделе "Оценка регулирующего воздействия"

Применение таких инструментов как ОРВ, проведение публичных консультаций, экспертизы позволяет достичь следующих результатов:

  • улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность страны или региона;
  • обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов принятия регулятивных решений;
  • сделать принимаемые регулятивные решения исполнимыми для потенциальных адресатов регулирования;
  • ограничить необоснованные издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности;
  • снизить риски, связанные с введением нового регулирования;
  • повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

В современном мире данные параметры являются наиболее важными факторами, определяющими надежность и стабильность деловой среды в глазах как отечественных, так и зарубежных инвесторов.