Новости

24.06.2025

Президент РСПП Александр Шохин и член Правления РСПП Анатолий Ткачук посетили экспозицию Республики Коми на ПМЭФ 2025

Президент РСПП Александр Шохин и член Правления РСПП Анатолий Ткачук посетили экспозицию Республики Коми на ПМЭФ 2025
Президент РСПП Александр Шохин и член Правления РСПП, Президент ГК «РУСТИТАН» Анатолий Ткачук посетили 19 июня 2025 года в рамках Петербургского международного экономического форума экспозицию Республики Коми, на которой обсудили с Председателем Правительства Республики Коми Дмитрием Братыненко и заместителем Председателя Правительства Республики Коми Ларисой Максимовой инвестиционный потенциал региона, а также его значение для развития Арктической зоны Российской Федерации.
20.06.2025

Александр Шохин продегустировал кофе из Республики Коми

Александр Шохин продегустировал кофе из Республики Коми
Стенд, представивший на Петербургском международном экономическом форуме промышленный, инвестиционный и туристский потенциал региона, стал центром притяжения для федеральных экспертов. В их числе оказался и президент Российского союза промышленников и предпринимателей.
20.06.2025

Республика Коми на ПМЭФ-2025: кофе от местной компании, портал в заповедник и отечественная упаковка для продуктов

Республика Коми на ПМЭФ-2025: кофе от местной компании, портал в заповедник и отечественная упаковка для продуктов
Одно из самых масштабных и значимых деловых событий в мире – 28-й Петербургский международный экономический форум начался 18 июня в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум». Его главная тема в этом году: «Общие ценности – основа роста в многополярном мире».
В работе форума принимают участие представители Коми союза промышленников и предпринимателей: Президент Игорь Бушковский и Вице-президент Иван Косторнов.

Что такое оценка регулирующего воздействия

Инициативы Правительства Российской Федерации в сфере совершенствования институтов в последние годы были неизменно направлены на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, осуществления инвестиций, ограничение избыточного регулирования в экономике.

Важным компонентом работы по недопущению возникновения новых и снижению действующих барьеров для ведения предпринимательской деятельности в ряду мер общесистемного характера стал институт оценки регулирующего воздействия (далее также – ОРВ).

Оценка регулирующего воздействия, известная в мире как Regulatory Impact Analysis или Regulatory Impact Assessment (RIA), введенная в практику западноевропейских стран с 70-х годов XX века, проводится с целью определения и количественной оценки эффектов предлагаемого регулирования до того, как будет принято такое решение.

ОРВ – это набор процедур, позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки законопроектов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования (предпринимателей, граждан), так и бюджетов всех уровней, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия. Институт оценки регулирующего воздействия является экономическим инструментом, структурированным в определенной системе процедур. Одним из важных элементов данной системы является процедура публичных консультаций.

Внедрение института ОРВ в правотворческую практику Российской Федерации было осуществлено Минэкономразвития России в середине 2010 года. Развитие новых институтов, таких как ОРВ и публичные консультации с представителями адресатов правового регулирования, неизменно основывалось на общепринятых принципах прозрачности процедур, широкого и свободного доступа к участию в них любых заинтересованных лиц, необходимости анализа всех возможных выгод и издержек адресатов регулирования, а также государства, необходимости оценки внешних эффектов и рисков, возникающих при принятии регулятивных решений.

2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 176-ФЗ, предусматривающий введение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации с 1 января 2014 г. Это стало одним из ряда мероприятий, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности регионов.

Согласно закону, порядок проведения оценки регулирующего воздействия на уровне субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ и экспертизы нормативных правовых актов осуществляется Минэкономразвития России. (см.http://adm.rkomi.ru/ в разделе "Оценка регулирующего воздействия"

Применение таких инструментов как ОРВ, проведение публичных консультаций, экспертизы позволяет достичь следующих результатов:

  • улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность страны или региона;
  • обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов принятия регулятивных решений;
  • сделать принимаемые регулятивные решения исполнимыми для потенциальных адресатов регулирования;
  • ограничить необоснованные издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности;
  • снизить риски, связанные с введением нового регулирования;
  • повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

В современном мире данные параметры являются наиболее важными факторами, определяющими надежность и стабильность деловой среды в глазах как отечественных, так и зарубежных инвесторов.